+7(8362)45-58-44
std-mari@list.ru

Наши проекты

Марийский театр оперы и балета им. Э.Сапаева

Марийский государственный театр оперы и балета имени Э.Сапаева был создан в 1968 году. Несмотря на молодость, сегодня уже трудно вспомнить точно, какие обстоятельства или личности послужили поводом для создания столь большого, важного и очень значимого с точки зрения духовного воздействия на зрителей творческого коллектива. Но с позиции сегодняшних лет мы можем лишь воздать тем людям и обстоятельствам огромные слова благодарности за то, что жители нашей республики смогли прикоснуться к великим шедеврам мирового музыкального, будь то вокальное или хореографическое, искусства.

На марийской земле родилось и выросло много талантливых людей – художников, музыкантов, артистов. Прекрасные педагоги музыкального училища им.И.Палантая дали путевку в жизнь многим музыкантам, которые впоследствии завершали образование в ведущих консерваториях страны и к середине 60-х годов их собралось в Йошкар-Оле достаточно много и достаточно для того, чтобы организоваться в самостоятельный творческий коллектив. Тем более, для этого был серьезный повод – композитор Э.Сапаев завершил первую национальную оперу «Акпатыр». С постановки этой оперы и началась история Музыкального театра, который впоследствии получил статус театра оперы и балета и имя Э.Сапаева.

Сегодня в театре часто можно встретить пожилого мужчину с любознательными живыми глазами. Иногда он заглядывает в зрительный зал во время спектакля, иногда увлеченно беседует в кем-то в буфете, пропуская рюморчку-другую. Это главный хормейстер театра, засл.деятель искусств России Г.Ф.Таныгин. И мало кто знает, что именно этот человек стоял у истоков создания музыкального театра и был его первым главным дирижером. Он занимался подбором труппы, выискивая талантливых артистов в разных уголках страны, а так же формированием репертуара создаваемого театра. Основной костяк театра составили выпускники Ленинградской, Московской и Казанской консерваторий и ведущих хореографических училищ страны. Они все были молоды, талантливы, полны энтузиазма, желания работать и создавать свой театр. Многие из них посвятили этому театру всю свою творческую жизнь. Это солисты-вокалисты А.Венедиктов, М.Аверченко, Л.Ковалева, А.Шурыгин, Н.Ковалева, Т.Перепелица, С.Сушкина, Е.Коновалова, В.Александров, В.Серегин, Е.Комлева, М.Макарова, солисты балета А.Александрова, В.Кузьминых, В.Ялпаев, замечательные музыканты К.Степанов, В.Шапкин, В.Панов, Б.Комаров, И.Егоров, Н.Гусев, В.Бердинский и многие, многие другие. Сначала ставились небольшие водевили, музыкальные комедии, одноактные балеты.

Театр быстро накопил богатый репертуар, с которым постоянно выезжал на гастроли в столицы и крупные города республик бывшего Советского Союза.

С первых лет театр плодотворно работает с марийскими композиторами. В настоящее время в репертуаре театра две национальные оперы – «Акпатыр» композитора Э.Сапаева и «Алдияр» Э.Архиповой, а также марийский балет «Лесная легенда» на музыку А.Луппова.

Необыкновенно ярким и очень значимым событием для развития и пропаганды марийского искусства в 1972 г.стала первая премьера балета «Лесная легенда». В результате тесного сотрудничества композитора А.Луппова, автора либретто Н.Наваевой, балетмейстера Э.Рая и художника Р.Чебатуриной родился неповторимый, единственный в мире романтический марийский балет, который долгое время являлся украшением репертуарной афиши театра.

Постепенно театр набирал творческую мощь и мог посягнуть на произведения большой формы. Сегодня в репертуаре театра оперы Чайковского, Верди, Гуно, Пуччини, Мусоргского, оперетты Штрауса, Кальмана, Легара и практически все балеты мирового классического репертуара.

Из режиссеров наиболее весомый и запоминающийся вклад в историю оперного театра внесли Георгий Барышев и Борис Бруштейн. Совершенно разные по режиссерскому подчерку и человеческим качествам, именно они оставили в репертуаре театра наибольшее количество спектаклей долгожителей. Сколько составов поменялось опереттах «Марица» и «Цыганский барон», операх «Иоланта» и «Евгений Онегин», а они до сих пор живут и радуют зрителей.

В середине 80-х труппа пополнилась выпускниками Свердловской государственной консерватории. Это А.Швед, С.Козлов, А.Смиирнова. Л.Ушакова и др. Немного позже после окончания Санк-Петербургской консерватории вернулась на родную землю Л.Бочкарева, из Казанской консерватории приехали В.Созонов, О.Логинов, А.Беляев. Г.Михалина оказалась в Йошкар-Оле благодаря известным событиям в Таджикистане, где являлась солисткой Душанбинской оперы.

Сейчас эти талантливые певцы составляют костяк оперной труппы. Оперетта держалась и держится на таких мастерах, как В.Серегин, Е.Комлева, Ю.Тупиков, В.Агич и Л.Пендерова, которые работали в театре почти с основания, многие успешно работают и сегодня.. Не устапает им и молодое талантливое поколение – И.Новикова, Е.Розов и др.

В создании лучших спектаклей театра огромная заслуга перечисленных выше артистов и многих других представителей творческих профессий – бутафоров, гримеров, художников по росписи декораций и костюмов, портных, парикмахеров, сапожников, радистов, электриков, столяров, сварщиков и многих других. И каждый из них вносит свою, большую или меньшую, но неповторимую ноту в создание спектакля, а все вместе они творят Историю.

Марийский государственный театр оперы и балета им. Э.Сапаева – самый большой и самый подвижный творческий коллектив. Здесь часто менялись директора, еще чаще – режиссеры, многих сейчас не упомнить. Самые стабильные художественные лидеры в этом театре - дирижеры. Их можно перечесть по пальцам – Г.Таныгин, В.Куценко, В.Венедиктов, В.Прасолов. Наверное, поэтому во все времена оркестр был и остается самым дружным творческим цехом в театре.

Любой творческий коллектив рождается и процветает благодаря ярким творческим личностям, которые способны двигать его вперед. В театре работало много достойных представителей творческих профессий – дирижеров, режиссеров, балетмейстеров, художников. Оглядываясь назад и анализируя работу театра, сегодня можно смело утверждать, что наиболее яркой личностью в истории театра был В.Венедиктов. который около 10 лет прослужил главным дирижером. Являясь великолепным музыкантом, оранжировщиком и знатоком классической музыки, он сумел сформировать высоко профессиональный симфонический оркестр, которому были по плечу самые сложные симфонические произведения мирового репертуара. В бытность В.Венедиктора в нашем городе большие симфонические концерты были нормой культурной жизни республики. Тогда же значительно чаще в репертуаре театра стали появляться оперы, что в значительной степени повысило статус театра и культурный уровень населения. С театром тесно сотрудничали А.Эшпай, Э.Грач и многие ведущие музыканты страны. Оркестр театра был одним из самых сильных звеньев, играл произведения А.Эшпая в Москве, многие музыканты были удостоены Почетных званий России и Республики Марий Эл. Среди них В.Шапкин (Флейта), К.Степанов (Гобой), В.Панов (Кларнет), Т.Макова (Скрипка). В театре была хорошая труппа вокалистов – заслуженные артисты России Н.Ковалева, А.Венедиктов и А.Шурыгин, народные артисты Марий Эл С.Сушкина,

Т.Перепелица, Г.Михалина, В.Серегин, А.Швед, заслуженные артисты Марий Эл М.Макарова, Е.Коваленко, Л.Ушакова, В.Агич, Л.Пендерова и многие-многие другие.

В.Прасолов, который возглавил оркестр театра после В.Венедиктова, привлек к сотрудничеству многих артистов и музыкантов из-за рубежа. В его период театральный занавес распахивался перед певцами и дирижерами из Америки, Японии, многих стран Европы и культурных центров России.

А.Александрова, В.Кузьминых, О.Комлева, В.Ялпаев, В.Шабалин и многие-многие другие артисты вписали яркую страницу в становление и развитие марийского балета. Балетная труппа формировалась из выпускников ведущих хореографических училищ страны. Начав с небольших одноактных спектаклей, постепенно переходили к крупным балетам. В репертуаре шли великие шедевры П.Чайковского, Л.Минкуса, А.Адана и во многих из них блистала великолепная А.Александрова, которая навсегда войдет в историю марийского балета.

Сегодня театр оперы и балета возглавляет ведущий солист балета Большого театра России К.Иванов. С его именем в театре связана новая эпоха, которую можно назвать эпохой балета. Великолепный танцовщик, знающий все тонкости хореографии, он строит в родной республике настоящий Большой балет. Именно балетная труппа является сейчас украшением этого творческого коллектива. Ее основу составляют молодые профессиональные артисты – выпускники отделения «Хореографическое искусство», открытого Константином Ивановым на базе «Бауманского» лицея № 18. Сегодня им под силу самые сложные произведения мирового классического хореографического искусства. Настоящим украшением репертуара театра являются балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П.И.Чайковского, «Дон Кихот» Л.Минкуса и «Корсар» А.Адана, «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева и «Эсмеральда» Ц.Пуни в постановке К.Иванова. Красивые декорации, изысканные костюмы вносят особые художественные краски в эти спектакли. Не случайно в них с удовольствием принимали участие яркие звезды российского балета – Юлия Махалина, Ирина Грачева, Марк Перетокин, Айдар Ахметов и многие другие.

Балетная труппа театра высоко профессиональна и мобильна, постоянно выезжает в зарубежные турне (Германия, Мексика и др.), где горячо принимается поклонниками хореографического искусства.

Театр приглашает зарубежных постановщиков. В 2005 году состоялась премьера балета на музыку Ф.Мендельсона «Сон в летнюю ночь» в постановке японского балетмейстера А.Озаки.

Сегодня театр привлекателен для молодых постановщиков. Многие выпускники ведущих московских Вузов совершают первые шаги на сцене нашего театра и довольно успешно – выпускники балетмейстерского факультета ГИТИСа Павел Глухов и Анна Лемешонок поставили с балетной труппой дипломные спектакли «Орфей и Эвридика» и «Василиса прекрасная», которые тоже украшают и разнообразят репертуар балетной труппы театра.

Оперная труппа театра сегодня пополнилась молодыми певцами – выпускниками Екатеринбургской, Нижегородской и Казанской консерваторий. Главный режиссер театра, Сергей Иванович Шепелев – выпускник Санкт-Петербургской консерватории. Все они работают в тесном сотрудничестве с мастерами, которые вписали в историю театра свою неповторимую страницу.