Наши проекты

2016

 

phoca thumb l r5srnvfrxp0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С 1 по 5 декабря в Марийском государственном театре оперы и балета им. Э. Сапаева проходил XXI фестиваль оперного и балетного искусства «Зимние вечера». Изначально репертуар фестиваля, родившегося в середине 90-х благодаря экс-премьеру балета Большого театра, а ныне – художественному руководителю марийского театра оперы и балета – Константину Иванову, преимущественно составляли балетные спектакли, затем его границы были расширены, и оперное искусство стало важнейшей частью «Зимних вечеров». По традиции этот фестиваль проводится с приглашением звезд оперной и балетной сцены. В фестивале принимали участие солисты Большого театра Марина Шутова, Морихиро Ивата, Андрей Григорьев, Анастасия Волочкова, Ирина Зиброва, Артем Овчаренко, Айдар Ахметов, Илзе Лиепа, Марк Перетокин, солисты Михайловского театра Михаил Макаров, Александр Кузнецов, Дмитрий Карпов и Николай Копылов, солист «Геликон-опера» Петр Морозов, солист театра «Московская оперетта» и Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Олег Корж, солистка Мариинского театра Екатерина Шиманович и многие другие. XXI фестиваль был уникален тем, что впервые в нем приняли участие не солисты, а театры Приволжского федерального округа, а также тем, что афиша была составлена из великих произведений мировой оперы. Театры представили на суд зрителей разножанровые постановки, о которых мы подробнее поговорим далее, но общей тенденцией спектаклей стало максимальное использование светового оформления, которое было практически одним из главных героев. Неизменные видео-проекции – бич современного театра, применялись везде, независимо от необходимости, часто без какой-либо смысловой нагрузки, лишь как дань моде и техническим возможностям. Характерной особенностью спектаклей также стало отсутствие молодых исполнителей главных партий. Но общие отрицательные моменты не могли повлиять на фестивальное настроение и впечатление от постановок в целом.

 

Афиша фестиваля была представлена произведениями, никогда не шедшими на марийской сцене, за исключением популярнейшей «Летучей мыши». Но публика раскупила билеты задолго до начала фестиваля.

 

Особый интерес вызвала постановка Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина: опера-мюзикл Э. Фертельмейстера «Коко Шанель: страницы жизни». Это произведение о женщине, покорившей мир, на самом деле произведение об одинокой женщине, пусть и покорившей мир. Режиссер Ольга Иванова как бы выделяет главную героиню более реалистичным, естественным способом существования (этому помогает и музыка). Остальные персонажи существуют по-иному, мы видим их глазами Коко (Ульяна Старкова) – одноплановость, плоскость, ограниченность: аристократ Этьен (Дмитрий Суханов), богатая покровительница Коко – Эмилен (Екатерина Ефремова, между прочим начинавшая свою вокальную карьеру в марийском театре), подруга Адриенна (Мария Кузьмина). Особенно точно картонность людей отражена в хореографических номерах, зарисовках и мимансах кордебалета (балетмейстер-постановщик Татьяна Толстухина).

phoca thumb l rst 6995

 

Оркестр звучал мощно и проникновенно. Дирижер-постановщик спектакля Ренат Жиганшин почувствовал музыку все душой, проникся ею и дарит радость знакомства с нею зрителям.

 

Художественное решение (художник-постановщик Виктор Герасименко) создано на грани классики и современности. Знаменитая лестница Шанель – это и классическое декорационное решение многих оперетт. Но материалы, используемые на сцене: отражающие панели (серебристые и черные), – характеризуют эпоху индустриального прогресса. И свет, работающий в этом пространстве бликует, стелется, отражается, обволакивает, создавая мир воспоминаний Шанель, мир ее творчества, ее внутренний мир, а, становясь минимально красочным, – реальный мир жизни главной героини. Художественное оформление лаконично и практически монохромно в своей серо-черной гамме. Светлыми рисунками выделятся лишь поворотная ширма в центре сцены, которая, совершая круг, перелистывает страницы жизни знаменитой женщины. Лаконичность оформления оттеняет богатство костюмов – художник по костюмам Игорь Дадиани (он известен в Марий Эл, потому что его карьера началась именно здесь, и на сцене Марийского театра оперы и балета проходил его первые показы).

 

Опера Дж. Верди «Аида» (режиссер Анна Фекета) Чувашского государственного театра оперы и балета ожила в египетских фресках и пескографии (Екатерина Новикова). Три главных героя: Амнерис (Маргарита Финогентова), Аида (Елена Соколова), Радамеса (Иван Снигирев) практически безупречно вели свои партии. Голосовые данные каждого – мечта любого оперного театра. Звучание хора поражало своей мощью. Мощно звучал и оркестр (дирижер Ольга Нестерова). Хор и оркестр будто поддерживали друг друга в силе звука, который вдавливал зрителей в кресло, проходил насквозь и полностью затоплял зал.

 

phoca thumb l img 8247

Художественное оформление красиво в своей простоте: многоуровневый помост, отсылающий наше воображение к египетским пирамидам, изредка спускающиеся флаги, появляющийся во втором акте профиль фараона, и все это окружено бело-серыми текстурными стенами, напоминающими известняки и песчаник, из которого строились дворцы и храмы фараонов. И на этом простом оформлении рождается красочный древневосточный мир: световое оформление (художники по свету Александр Калашников и Антон Федоренчик) оперы волшебно своей гаммой и сочетанием цветов.

 

 

 

 

В опере «Турандот» (режиссер Николай Маркелов) Государственного театра оперы и балета Удмуртской Республики им. П. И. Чайковского звучало все. Мощь и сыгранность оркестра под руководством Николая Роготнева было музыкой высших сфер. Дирижер настолько вжился в произведение, что создал один звучащий божественной музыкой инструмент. Солисты не просто исполняли партии, а сами были музыкой, трагичной, победной, страдающей и торжествующей. Прекрасная Турандот (Татьяна Силаева), пленяла не только красотой, но и голосом, который струился, казалось, из самого ее естества. Калаф (Дмитрий Полкопин) силой своего звучания являл воплощение всепоглощающей любви и устремленности к цели. Нежная, тонкая и пылкая Лиу (Алла Захарова) каждой клеточкой и нотой излучала самое светлое на земле чувство. Хор был тоже солистом, цельное звучание которого казалось одним единым гласом самой жизни. Совместное исполнение партий оркестром, солистами и хором было настолько впечатляюще, что хотелось, чтобы это длилось вечно.

phoca thumb l tur 0643

 

Пластические зарисовки кордебалета делали зримой струящуюся, изливающуюся музыку. Хореография спектакля отличалась замысловатым рисунком, постоянным перемещением с замиранием в позах, что усиливало красоту сцен.

 

Воздействие музыки усиливало и невероятное световое оформление (художник-постановщик Сергей Новиков, художник по свету Марсель Арукаев). Свет в этом спектаклей – это не просто творец атмосферы, это художник, расцвечивающий мир приглушенных тонов декораций и костюмов, раскрывающий перед нами красочный облик сказочного Китая. И совершенно точно было понятно, что художественное оформление специально придумывалось не яркими и кричащим, а оживающим при свете.

 

Как брызги шампанского заискрилась в последний фестивальный вечер оперетта И. Штрауса «Летучая мышь» государственного музыкального театра им. И. М. Яушева Республики Мордовия. В легкой, волнующей музыке Штрауса кружились оркестр, солисты, хор, кордебалет, декорации и свет. Весело и непринужденно развивался веселый сюжет оперетты, с ее казусами, интригами, флиртом и любовью. Генрих Айзенштейн (Сергей Семенов), комичный и простоватый, его жена Розалинда (Наталья Макарова), красивая дама, сдержанная в выражении чувств, – были идеальной парой, они дополняли друг друга эмоционально и вокально. Вторая пара: горничная Адель (Ирина Перегожина), острая, хитрая, веселая, и Фальк (Евгений Баландин), красавец-мужчина с привлекательной внешностью и зычным голосом, – были один хитрей другого, ловко вели актерскую линию и прекрасно звучали в дуэтах. Колоритными персонажами были дежурный тюрьмы (Михаил Дергилев) и адвокат Блинд (Николай Еремкин), а также Франк – директор тюрьмы (Александр Лобурев), который восхитительно исполнил свою небольшую вокальную партию. Хор пел прекрасно, оркестр Марийского государственного театра оперы и балета под руководством Сергея Кисса блистал!

phoca thumb l rst 1108

 

         Важной составляющей фестиваля стало не только творчество, 3 и 4 декабря проходила научно-практическая конференция руководителей музыкальных театров Приволжского федерального округа. В работе конференции в качестве экспертов приняли участие: Ярослав Викторович Седов (начальник отдела театрального искусства Министерства культуры РФ), Юлия Борисовна Большакова (театровед, доцент (ГИТИС), заслуженный работник культуры РФ), Мария Александровна Большакова (член экспертного совета Фонда социальных инвестиций), Татьяна Борисовна Камышева (театровед, заместитель директора Камерного музыкального театра ими. Б. Покровского), Александр Борисович Иняхин (театровед). Участниками конференции стали художественные руководители, главные дирижеры, директора и режиссеры мордовского, удмуртского, чувашского и нижегородского театров. В докладах и обсуждения поднимались вопросы поддержки региональных театров оперы и балета, значение фестивалей, творческих обменов, взаимодействие с НКО и проблемы современного оперного и балетного искусства.

Главным итогом конференции и очень важным для нашей республики и театра событием стало создание Ассоциации музыкальных театров Приволжского федерального округа, председателем которой был избран Художественный руководитель Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева Константин Анатольевич Иванов. Теперь штаб квартирой Ассоциации станет Йошкар-Ола и Марийский государственный театр оперы и балета им. Э. Сапаева. Ассоциация начала разработку основных документов: Устава, различных Положений и других основополагающих документов, необходимых для юридической регистрации сего важного объединения.

Партнеры